?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

НАША СТУДИЯ, НАШ УЧИТЕЛЬ…

 

Сегодняшний наш рассказ – о феномене Биробиджана 50-70-х годов – о создании и становлении киностудии Биробиджанского Дома пионеров во главе с ее бессменным руководителем Ефимом Николаевичем Фельдманом. С тех пор прошло более полувека…

 

Ефим Николаевич Фельдман,

заслуженный работник культуры России,

Отличник народного образования,

руководитель студии «Биробиджанский пионер»:

 

- Как большое кино началось с фотографии, так и в маленьком Биробиджане детская киностудия началась с кружка фотографии при Доме пионеров.

   Е.Н. Фельдман сегодня

Это было в 1956 году. Киногруппа хабаровской студии кинохроники приехала, чтобы снять сюжет о работе кружков довольно известного в крае детского творческого центра. Юные фотолюбители с интересом наблюдали за работой кинопрофессионалов, рассматривали их многочисленную аппаратуру, а некоторым даже повезло посмотреть в видоискатель кинокамеры. Ребятам кинематографисты объясняли, как ведётся съёмка. У ребят возник хороший контакт со съёмочной группой, и кинооператор Сергей Рыжков сказал: « А почему вам самим не попробовать снимать фильмы?».

Сказано – сделано!

Командируют меня в Хабаровск на киностудию для ознакомления с кинопроцессом.

Десять дней обучения, и я вернулся в Биробиджан с кинокамерой «Хроникон», со штативом, с одним осветительным прибором и с коробкой киноплёнки в триста метров.

Отобрал группу  старших ребят из фотокружка, среди них были Лёня Казавчинский, Витя Коган, Семён Эпштейн, Юра Волков, Коля Немаев, Зоя Гончаренко, Валя Дубко, Валера Паньков, Лёня Грушко, и начался учебный процесс.

  Так выглядел пригласительный билет на кинопросмотры

Самое трудное было овладеть « Хрониконом » - это была советская кинокамера  двадцатых годов прошлого столетия, на которой снимали хронику тех лет, приводя привод аппарата маленькой ручкой, с интервалом – 24 кадра в секунду. Это довольно сложно, и ребята часами упражнялись, чтобы добиться такой скорости.

Приближался праздник 1 мая 1957 года, и мы решили снять об этом первый фильм. Сценарий был прост: комната, спит красивая девочка, в косичках-бантиках, а в окошке весна в виде зелёной веточки. Девочка просыпается, идёт на  праздничную демонстрацию, а дальше уже сама демонстрация: люди, плакаты, цветы, шары, флаги, и так до конца, пока не кончилась плёнка.

А через неделю фильм уже показывали в городском кинотеатре. Были рады и студийцы, и зрители, многие из которых видели себя на экране.

С этого фильма началась наша киностудия, которую мы назвали «Биробиджанский пионер»

Начался долгий путь к признанию и успеху.

Мы создали четыре съёмочные группы по 15 человек, изучали теорию кино, снимали фотофильмы, делали диафильмы, учились писать сценарии, смотрели документальные фильмы, ездили к шефам на Хабаровскую киностудию на практические занятия.

Потом была первая поездка в Москву, на Центральную студию документальных фильмов. Домой мы привезли две современные кинокамеры времён отечественной войны – АКС и АКС-2, машину для проявки плёнки, прожектора и много другого оборудования, которое нам подарили.

Появилась возможность снимать более сложные и интересные сюжеты.

В советские годы большой популярностью пользовались хроникально-документальные журналы, и мы решили тоже выпускать свой киножурнал. Назвали « Биробиджанский пионер» и выпустили пятнадцать номеров. Второй номер на Всесоюзном конкурсе любительских фильмов получил диплом 1 степени.

Это был 1958 год.


  

С. Эпштейн, Е.Н. Фельдман и Л. Казавчинский; на правом снимке - Толик Кобенков

Творческий уровень фильмов студии рос довольно быстро.  Пришло к нам много толковых детей, которые с удовольствием занимались, и образовался творческий коллектив, с которым было очень приятно работать. Наташа Смелова прекрасно рисовала, Толя Кобенков – наш поэт и сценарист, Лёва Звенигородский и Володя Месамед – интеллектуалы и прекрасные операторы, Галя Михайлович, Толя Коптев, Оля Вострикова и многие другие – разносторонние, умные,  которые полюбили кино. Став взрослыми, они добились больших успехов и признания в своих профессиях, но любовь к искусству с ними осталось навсегда.

Сейчас, когда мне уже много лет, я продолжаю думать о них, интересоваться их судьбами. И до сих пор не перестаю удивляться тому, каким образом сложился этот творческий коллектив, каким образом мы в самых примитивных условиях создавали свои картины, которые смотрели на кинофестивалях в Москве, Киеве, Тбилиси, Риге, Праге и других городах  и странах.

В 1959 нам построили отдельное здание, рядом с Домом пионеров, мы почувствовали себя счастливыми. К известности в кинолюбительском мире, да и в профессиональном, о нас тоже знали, мы получили настоящую киностудию, с цехами звукозаписи и обработки киноплёнки, просмотровым залом,  монтажной, копировальной, комнатой для мультипликации и даже со складом для хранения фильмов.

В этом была большая заслуга руководства города Биробиджана, но, прежде всего, директора Дома пионеров Матвея Моисеевича Мазура, который сам был влюблён в студию, много нам помогал, а потом и сам стал заядлым кинолюбителем.

Началась новая жизнь студии. Был открыт кружок мультипликации, которым руководил художник и замечательный педагог Дмитрий Алексеевич Алексейцев. Мы научились делать мультфильмы, которые принесли нам славу во всём кинолюбительском мире. Появились рисующие дети, по 1200 рисунков они готовили на кальке для каждого мультика. Главным художником стала замечательная девочка, талантливая и трудолюбивая – Наташа Смелова, которая сама придумала и  нарисовала всех героев фильма « Сон Васи Щучкина», одного из лучших наших фильмов (а всего их было более тридцати).

Ежегодно на летних каникулах группы студийцев выезжали за пределы города, снимали разные сюжеты, зарисовки, фильмы. Четыре раза мы были в Москве по приглашению ВДНХ, Дома кино, Союзмультфильма, Центральной студии кинохроники, встречались с профессиональными кинематографистами. На всю жизнь запомнили ребята встречу с кинорежиссёром Григорием  Львовичем Рошалем и актрисой Руфиной Нифонтовой. После каждой поездки и встреч с большими мастерами кино пополнялся багаж знаний, впечатлений, мастерства.

В начале шестидесятых к нам в Биробиджан приезжала делегация из Израиля. Привезли их к нам на студию. Они рассказывали об Израиле, о том, что там тоже есть свои колхозы – кибуцами называются.

Я спросил, есть ли у них такие детские киностудии, как наша.

Они ответили, что и мечтать об этом не могут…

Больше двадцати фильмов мы с ребятами создали за время нашей совместной работы, многие из них отмечены разными наградами. Вот неполный их список:

1958 – «Биробиджанский пионер» №2 – диплом 1 степени на конкурсе в Москве;

1959 – «Дорогие мамы» –  диплом 1 степени, первая премия на Всесоюзном фестивале любительских фильмов, Москва;

1962 – «Пионерское лето» –  диплом и премия, Всесоюзный фестиваль любительских  фильмов, Москва;

1967 – «Камни Волочаевки» –  диплом 1 степени, приз, Всесоюзный фестиваль любительских фильмов, Москва; «Однажды» –  диплом 1 степени, приз, Всесоюзный фестиваль любительских фильмов, Москва;

1968 – «12 дней в Кульдуре» – диплом 1 степени, приз, Всесоюзный фестиваль любительских фильмов, Москва;

1969 – «Про Веру, Надежду и…» –  Диплом 1 степени, приз, кинофестиваль «50 лет ВЛКСМ», Житомир; первая премия фестиваля в Тбилиси; диплом международного кинофестиваля в Праге (1970);

1969 – «Верим вам, ровесники» – диплом и премия кинофестиваля в Южно-Сахалинске;

1970 – «Теремок» - первый наш цветной, игровой музыкальный фильм – диплом и приз кинофестиваля в Хабаровске;

1970 – «Сон Васи Щучкина» –  Диплом 1 степени, приз, Всесоюзный фестиваль любительских фильмов, Москва.

Судьба подарила мне счастье общаться с замечательными людьми, но самую большую радость общения я получал от своих учеников, их было много. Некоторые продолжили заниматься кино профессионально, другие пошли своим путём по жизни. Одно я знаю точно: все они помнят нашу студию, они стали хорошими людьми, некоторые до сих пор общаются со мной - кто письмом, кто по телефону, а кто лично.

Чаще всех общаюсь с Володей Месамедом. Он известный в Израиле человек,  доктор наук, востоковед, иранист, преподаватель Еврейского университета в Иерусалиме. Сёма Эпштейн, замечательный кинооператор, сейчас работает на НТВ в Москве. В Москве также сейчас живёт и работает заслуженный деятель культуры, режиссёр-оператор Лёня Казавчинский. Лёва Звенигородский – в Хабаровске, один из ведущих журналистов. Недавно, к общему нашему горю, умер замечательный, очень известный в России поэт Толя Кобенков. В Вильнюсе живёт и работает   кинооператором  Валера Паньков. Галя Михайлович (Антонова) работала директором областной библиотеки имени Шолом-Алейхема в Биробиджане, сейчас живёт в Димоне. В Беэр-Шеве – кинооператор и поэт Дмитрий Фельдман. Также в Израиле - Света Пресс и Миша Горхивер.

И сам я сейчас живу в Израиле, в Нетании, мне 83 года, может из памяти что-то стёрлось, но из души не сотрутся никогда Биробиджан, любительская киностудия «Биробиджанский пионер» и мои любимые ученики.

 

Матвей Моисеевич Мазур,

Из книги "Сколько бы лет ни прошло":

 

- Начинать нам пришлось с нуля.

 Вместе с ребятами написали письмо директору Дальневосточной киностудии Б.К.Сарахатунову с просьбой передать в безвозмездное пользование киносъемочный аппарат "Хроникон".

Но главное - Дальневосточная студия кинохроники взяла шефство над юными киношниками. И тогда руководителю фотокружка  пришлось срочно овладеть новой профессией. Вместе с ребятами он стал частым гостем на Дальневосточной киностудии. Большое желание, упорство, настойчивость и трудолюбие победили. В короткий срок Ефим Николаевич Фельдман освоил новую профессию, а шестьдесят юных фотографов перешли в кружок кинолюбителей. Нелегко пришлось вначале. Не было своего помещения, и ребята ютились в тесной мастерской фотокружка. Через два года юные кинорежиссеры, операторы, ассистенты уже создали семь киножурналов "Биробиджанский пионер" и игровой фильм "С новым годом". Эти коротенькие ленты рассказывали о повседневной жизни биробиджанских  школьников, они демонстрировались в кинотеатре, клубах, школах города.

         Я, наконец, получил возможность рассказать областному начальству, в каких невыносимых условиях приходится работать при создании любого, даже небольшого киносюжета, и раскрыл наш план-мечту о строительстве киностудии, познакомив членов бюро обкома КПСС с готовыми чертежами будущей студии. Я подчеркнул, что мы сможем охватить этой интересной работой до двухсот учащихся. После долгого обсуждения бюро обкома партии приняло решение обязать облисполком выделить Дому пионеров и школьников для строительства здания под киностудию 200 000 рублей. И в 1959 году студия была сдана в эксплуатацию. Все кружковцы со своими руководителями прошлись по ее цехам. Это была настоящая экскурсия в кинокомплекс: мультипликационный и монтажные цеха, кинобудка, просмотровой зал - профессиональная студия малых размеров. Шефы преподнесли нам на новоселье необходимое оборудование: мультстанок, осветительные приборы, киносъемочную камеру "КС-2", два стационарных магнитофона. Кое-что  передал нам радиокомитет, а кинопрокат подарил монтажный стол. Работа на киностудии закипела. Болели за новое дело отчаянно. Например, на третьем году работы нам стало не хватать кинопленки. Тогда ребята решили обратиться к министру культуры Екатерине Фурцевой. И составили письмо следующего содержания: "Уважаемая тетя Катя! Мы, кружковцы киностудии при биробиджанском городском Доме пионеров и школьников (единственной на Дальнем Востоке), убедительно просим Вас помочь нам в выделении кинопленки.  Заранее благодарим Вас".

       Через месяц киностудия пленку получила. А в 1959 г. она стала участницей ВДНХ СССР. На выставку в павильон "Юные натуралисты и техники" ребята отправили лучшие свои киножурналы. И снова успех. Киностудия получила две бронзовые медали ВДНХ. Ефим Николаевич почти ежегодно выезжал с группой кружковцев на "Мосфильм", где они знакомились с новыми кинолюбителями страны, их творчеством.

         Одновременно ребята привозили свои киносюжеты о столице.

         Профессионалами стали десятки бывших воспитанников киностудии. Это ведущий оператор Новосибирской телестудии Леонид Казавчинский, Семен Эпштейн, закончивший ВГИК и работающий ныне в Москве, Леонид Грушко - старший оператор Хабаровской студии телевидения. Там же работает  теперь Валентина Дубко, а Валерий Паньков - оператор киностудии художественных фильмов в одном из государств Прибалтики. Первоклассными мастерами фотодела стали кружковцы Виктор Спиваковский и Ефим Вепринский... 

 

Борис Соломонович Шейнин,

член Союза кинематографистов России,

заслуженный  деятель искусств РФ, луреат Ломоносовский премии:

 

- Об этой киностудии надо говорить особо. Ею руководил Фельдман - мягкий человек, бесконечно преданный детям и кинематографу. Он сумел завязать деловые отношения со студией кинохроники в Хабаровске. И всё списанное за ненадобностью профессиональное оборудование поступало в Биробиджан, в Дом пионеров. Там его приводили в порядок. И под руководством Фельдмана ребята снимали документальные ленты, посвященные родному краю. Наладили даже выпуск мультипликационного киножурнала.

  Фильмы биробиджанских школьников участвовали во многих международных смотрах и неизменно завоёвывали призы. У Фельдмана было чутье на талантливых ребят. И его любительская киностудия стала своеобразным ВГИКом. Из биробиджанского "ВГИКА" вышли многие мультипликаторы, операторы и режиссёры, которые и сегодня трудятся на кинематографических и телевизионных студиях Дальнего Востока.

Из книги " Не дай умереть ребенку"

 http://berkovich-zametki.com/Avtory/Shejnin.htm

(Окончание следует)

                                                       

Comments

( 1 комментарий — Оставить комментарий )
(Анонимно)
4 фев, 2010 14:34 (UTC)
поиск кинорежиссёр фельдман ефим николаевич киностудия УЛЫБКА сш №44 г.Кривой Рог 1985год
( 1 комментарий — Оставить комментарий )

Latest Month

Март 2012
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Page Summary

Разработано LiveJournal.com